О педагогике сотрудничества.
Весь 1988 год в СССР центральной темой обсуждения проблем выбора вариантов стратегии и тактики управления социально-экономическими процессами в стране была тема педагогики сотрудничества. Все средства массовой информации – газеты, радио и телевидение постоянно вели обсуждение этой темы.
В том году состоялся Всесоюзный съезд работников сферы образования, принявший хорошие решения. Эта тема была внесена в повестку дня специального Пленума ЦК КПСС. Общество ожило, появилась возможность делового сотрудничества энтузиастов в развитии теории и практики
с чиновниками-исполнителями на всех уровнях власти. Возникло несколько творческих союзов, разрабатывающих программы КОЛЛЕКТИВНЫХ практических дел по выполнению решений Всесоюзного съезда. Один из таких союзов – Оргкомитет Движения за трудовую школу, созданный делегатами съезда с помощью ЦК профсоюза работников науки и образования. Объединяющим усилия этого Оргкомитета по исполнению заданных функций была «Учительская газета», возглавляемая В.Ф.Матвеевым.
Мне довелось стать участником создания проекта Всесоюзного конкурса журналистов, освещающих школьные проблемы и пути их решения.
Члены Оргкомитета организовали выступления в региональных органах СМИ. Моё участие началось с отклика на статью писателя-публициста, делегата Съезда, сопредседателя Оргкомитета Ивана Семёновича Синицина «ШКОЛА ЧЕЛОВЕКА». Эта статья была опубликована в конце июня 1991 года. В личной переписке мы обменивались информацией о ситуации в Центре и на местах, идеями по поиску и реализации вариантов решения поставленных задач с учетом реальных условий. В конечном итоге и родился проект конкурса журналистов.
В 1993 году проект был направлен в Верховный Совет России (через помощника члена ВС РСФСР Вешнякова А.А.) на рассмотрение и в надежде на поддержку. Всё! На этом работа закончилась. Потому что не только этот последний орган Советской власти перестал существовать. К этому времени уже и «Учительская газета» стала совершенно иной – ЦК КПСС объявил «УГ» своей газетой и для повышения статуса увёл этот орган от Госкомитета по народному образованию и ЦК отраслевого профсоюза, назначил нового редактора, в чьих объятиях задохнулся Матвеев.
К 1993 году статьи, пропагандирующие педагогику сотрудничества и агитирующий распространять этот опыт, перестали публиковать.
Сегодня многие осознали трагические для России (и не только для России!) последствия разрушения СССР.
Одной из существенных причин распада великой страны является промедление и ошибки в реформировании системы народного образования.
Сегодня много говорят и пишут о необходимости поиска пути выхода российского общества из состояния грозящей катастрофы. Но опять почему-то
не видно озабоченности по поводу отсутствия программы такого образования нынешних детей и подростков, которое подготовило бы их к исполнению роли создателей счастливых семей в гражданском обществе на территории страны с названием Россия.
А ведь есть пока ещё возможность спастись от упрёков наших будущих потомков в том, что не выполнили мы свою миссию на Земле – не сделали мир лучше того, который получили от поколения своих предков. Для этого ведь не так много и надо: всего лишь оглянуться, поработать ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ И ВНУКАМИ
над нашими ошибками, помочь детям и внукам осмыслить их возможности (в том числе и те, которых у нас не было, а у них есть) гармонично встроиться в общественные структуры, способные сделать жизнь ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ и жить по принципу: «Где родился, там пригодился».