Позьма Крутков.
КАК НАМ ПИСАТЬ ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ?
Как нам, мастерам - не побоюсь этого слова - культуры, творить для подрастающего поколения?
Возьмём, к примеру, такой жанр, как "поучительная история". Известное дело - в этом, скажем прямо, жанре давно поднаторели такие глыбищи, как Ушинский и Толстой (Лев). Так - не будем лукавить - все считают. Это - общее место.
А я в наш непростой, трудный XXI век хочу выдвинуть на первый план в этом разрезе других наших классиков - Гоголя и, в особенности, другого Толстого - Алексея Константиновича.
Начнём с последнего. Поголовно все критики и историки литературы стыдятся как-то признать, что несколько поколений детишек наших буквально впитали в себя его великолепные и весьма поучительные творения - "Упыри", "Семья вурдалака" и др. подобные.
У Гоголя таковыми являются "Вий", "Страшная месть"... Немного сложнее для детей - "Портрет". Но ребятам начальных классов средней школы это произведение для воспитательных целей очень даже может пригодиться!
Почему я называю эти разнообразные перлы нашей, так сказать, литературы - "поучительными историями"? Да потому что они учат ребёнка правде жизни, откровенно показывают ему, что с ним может случиться, если он будет шалить и не слушаться.
Вы - для примера - почитайте на сон грядущий малышу-первокласснику, который баловался на уроках, тот же "Портрет"... Объясните ему, что такой же казус может случиться и с портретом Н.А. Некрасова, который висит у них в классе: мол, "все детишки домой пойдут - а Некрасов высунется из рамы-то, схватит тебя - и в портрет утянет! А то и домой к нам придёт - не из портрета, так с кладбища... Скелет, значит"... Увидите - Ваш мальчик изменится до неузнаваемости - и в плане успеваемости, и в смысле поведения.
Вот в этом ключе мы и сегодня должны создавать наши, позволю себе так выразиться, произведения.
В наших рассказах, сказках, байках и баснях нужно стремиться создавать правдивые образы заживо похороненных ленивых учеников (которых их лень довела до летаргии); драчунов, которым ведьма отъела ручки; детей, любящих ломать игрушки и растерзанных за это вышедшими из терпения куклами; статуй, гоняющихся за малышами, склонными к вандализму...
Покажите в назидательной истории несчастную мать, которую огорчения, доставляемые ей неуспевающей в школе дочерью, превратили в огромную пиявку, сыгравшую роковую роль в судьбе девочки; в доброй сказке - мудрую и справедливую кобру, живущую под кроваткой и строго следящую за своевременным засыпанием детей... Выведите в повести страшный образ неопрятного мальчика-грязнули, умершего от брюшного тифа и являющегося детям, которые не любят мыть руки перед едой, для их увещевания...
Именно такая назидательная детская литература, кишащая впечатляющими персонажами, построенная на неожиданных контрастах, наполненная удивительными встречами с таинственным, нам сегодня нужна!