[quote="Агния"]В костелах, как указывается, например, в https://www.litres.ru/book/dilshat-harm ... -31516929/
, - огромное количество срамных изображений в росписях
Отчего это?
Спрашивала у хороших искусствоведов – не знают[/quote]
Мотивация простая. Изображения показывают телесность и связанные с ними грехи в столь мерзком виде, что должны вызвать у посетителей храма отвращение и обратить их к благочестию.
Античные изображения, напротив, были основаны на культе тела и привлекали верующих язычников чисто эстетически.
Но в позднем Средневековье, когда подобные изображения протестанты стали использовать ради сатиры на католицизм, католики спохватились и начали зачищать подобное искусство.
С другой стороны, такие росписи, как и иллюстрированные рукописи делались по заказу светской знати, у которой были непростые отношения с церковными иерархами. Боролись они за власть и собственность. Классический пример - борьба между папой и императором за инвеституру, право назначать епископов и аббатов, а также судить клириков. Она шла и на более низком уровне, у королей и герцогов с епископами и аббатами. Взаимная ненависть была такова, что от взаимных оскорблений (а изображения в росписях и на полях рукописей отлично в них вписывались) дело доходило до убийств и отлучений от церкви. В Англии посланные королём рыцари убили главу церкви, архиепископа Кентерберийского Фому Бекета прямо в его кафедральном соборе. Папа римский в ответ канонизировал Фому и унизил короля, заставив его босиком покаяться у его гробницы.
На полях книг рисовали епископов-обезьян и лиса, проповедующего курам, которых он собирался съесть. Тем самым знать указывала клирикам, которые гордились своим благочестием и образованностью, их место обычных грешников, тем более, что многие придворные таковыми и были, а потом монарх давал им возможность карьеры в церкви. Фома Бекет из королевского канцлера, не будучи священником, сразу стал архиепископом. Но забыл королевскую милость и начал противоречить своему бывшему другу в важных вопросах.
У нас подобная история произошла между Иваном Грозным и митрополитом Филиппом Колычевым. Можно вспомнить, как опричники и сам царь пародировали монашескую общину. Генеральный викарий пражского архиепископа Ян Непомуцкий был схвачен и замучен чешским королем Вацлавом IV, что позднее стало поводом к свержению короля с германского престола.
Так что можно считать это и политической сатирой.
Можно вспомнить и роман Дюма "Сорок пять", где французский король Генрих III, человек не столько верующий, сколько суеверный, сам вырезает не вполне благочестивые с нашей точки зрения картинки:
[quote]
Справа от короля был стол, ножки которого были вделаны в пол кареты, на столе лежали раскрашенные картинки, которые его величество необыкновенно ловко вырезывал, несмотря на тряску.
Это были главным образом картинки религиозного содержания. Все же, как это обычно бывало в ту эпоху, к образам христианским примешивались языческие, и в религиозных картинках короля была довольно хорошо представлена мифология.
В данный момент Генрих, методичный во всем, сделав выбор между рисунками, стал вырезывать картинки из жизни Магдалины-грешницы.
Сюжет и сам по себе был живописен, а воображение художника его еще разукрасило; Магдалина была изображена молодой, красивой, окруженной поклонниками; роскошное купанье, балы и наслаждения всех видов нашли свое отражение в этой серии рисунков.
У художника-гравера явилась остроумная идея, как это случилось позже с Калло по поводу «Искушения святого Антония», прикрыть капризы своего резца законным покровом церковного авторитета; так, под каждым рисунком, изображавшим один из семи смертных грехов, стояли подписи:
«Магдалина впадает в грех гнева». «Магдалина впадает в грех чревоугодия». «Магдалина впадает в грех гордости». «Магдалина впадает в грех сладострастия».
И так дальше, вплоть до седьмого и последнего смертного греха.
[/quote]
Дюма объясняет действия короля обличением греха:
[quote]
Король обменялся с д'Эперноном взглядом и улыбкой, а затем пошел в атаку на следующий смертный грех.
На этот раз это был грех сладострастия.
Художник изобразил его в таких ужасающих красках, он столь мужественно и непреклонно заклеймил этот грех, что мы решимся упомянуть только одну черту, и то далеко не самую главную.
Ангел-хранитель Магдалины испуганно улетал на небо, закрывая глаза обеими руками.
[/quote]
Некоторые соображения есть и в указанной книге "Страдающее Средневековье". Если интересно, то можно её найти в электронном виде на Либгене.